Главная 7 Женские штучки 7 Психологические изменения в младшем школьном возрасте

Психологические изменения в младшем школьном возрасте

Младший школьный возраст – еще один критический и сензитивный период на пути становления личности. В этом возрасте закладывается фундамент для будущей познавательной направленности к миру, оформляются важные навыки для развернутой учебной деятельности и закладывается способность к организации своих дел и саморегуляции.

Ниже мы поговорим о ключевых изменениях и их значении для становления личности ребенка.

Содержание статьи:

Психологические изменения в младшем школьном возрасте

Развитие познавательной сферы

В ходе учебы в первых классах кардинально перестраивается вся система развития детей. Активно начинает изменяться интеллектуальная компонента.

Ребенок переходит со ступени конкретно-образного на уровень словесно-логических рассуждений. Вся психическая деятельность – это сложная самообуславливаемая система, в которой на каждом этапе главенствует та или иная функция. В младшем школьном возрасте – это мышление.

Оно организует работу других структур (внимание, память, восприятие и т.п.) и делает их «интеллектуальными», то есть произвольными. Ребенок учится целенаправленно запоминать, сосредотачиваться и выискивать что-то.

На этом этапе ребенок впервые сталкивается с настоящими отвлеченными научными понятиями.

Если дошкольники решают какие-либо задачи в опоре на непосредственно воспринимаемые свойства объекта и на «житейские понятия», усвоенные от родителей, то уже в младшем школьном возрасте дети начинают учитывать и первые оторванные от наглядного восприятия термины и значения.

Но то, как каждый конкретный школьник усваивает понятия, обусловлено системой обучения. Мышление ребенка может развиваться в трех ипостасях (на самом деле они сосуществуют, однако одна обязательно доминирует):

  • — Простое оперирование с изначально заданными свойствами предмета (это схема традиционной российской школы)
  • — Эмпирическое
  • — Абстрактно-ассоциативным.

Развивающее обучение ставит своей целью развитие у ребенка теоретически-содержательного мышления, благодаря которому младший школьник учится понимать не просто саму вещь, но ее суть, законы ее существования и соотношение с другим предметным миром.

Интеллектуальная рефлексия как новообразование

Этим термином называется способность к осознанности содержания своих поступков и основание для них. Именно такая рефлексия становится первым этапом развития теоретического мышления.

В дальнейшем, это мышление проявляет себя в виде не просто оперирования заданными правилами, но и умению раскрыть его, понять взаимосвязь тех или иных явлений.

Как мы уже говорили, происходит превращение натуральных психических функций в высшие. Память, мышление, внимание, восприятие становятся произвольными, подконтрольными и целенаправленными.

Навык контроля за этими функциями обретается ребенком либо стихийно – что не очень хорошо – либо осознанно, как научение контролю за своими действиями. Внешний контроль интериоризируется (усваивается ребенком) и переходит уже во внутренний план, ребенок начинает запоминать не просто потому что «запомнилось», а для какой-то цели.

Восприятие также становится подконтрольным. Теперь ребенок учится не просто узнавать и различать вещи, но и осознанно наблюдать за ними с конкретной целью. На первых этапах деятельность восприятия направляет учитель: он помогает детям изучить какую-либо вещь или явление, указывает ученикам на правила наблюдения.

Более того, учитель показывает детям, что каждая вещь – многогранна, есть ее фундаментальные и второстепенные признаки. Например, основное свойство карандаша – писать, а все остальные характеристики несущественны, хотя имеют место быть.

Через учителя дети учатся как-либо фиксировать наблюдения, например, в виде таблиц или рисунков.

Теперь восприятие помогает детям устанавливать особые связи между вещами, рефлекторное восприятие превращается в осознанное наблюдение.

Вниманию ребенка предъявляются особые требования с первых дней в школе. Ребенок должен уметь изменять ракурсы своего внимания, по указанию учителя первоклассник должен уметь удерживать в поле внимания какой-либо предмет, который по сути не является непосредственно притягательным для ребенка.

В младшем школьном возрасте внимание развивается по следующей схеме: от концентрации на основе созданных условий, до его самостоятельного изменения и управления им. Ребенок учится распределять, концентрировать и переключать свое внимание в течение дня.

Память также переходит под контроль ребенка, если в ее основе лежат первые примитивные логические операции. Здесь важно указать первокласснику на то, что материал должен прорабатываться и специально запоминаться, а более того – особым образом структурироваться.

Например, ребенку легче будет научиться писать, если он будет знать, зачем это нужно.

Важно, чтобы учителя и родители показали ребенку его способность к запоминанию и научили приемам, которые способствуют запечатлению материала. Вот приемы, которые стоит показать детям:

  • — Специальное заучивание
  • — Активная семантическая обработка материала (например, выделение в тексте ключевых моментов, важных отрывков, составление плана последовательности и т.п.)
  • — Схематизация материала

Повторное чтение посредством разных задач при каждом перечитывании (например, вначале найти основную мысль, затем выделить героев, после – последовательность событий и т.п.)

При этом последний метод ни в коем случае не должен скатываться в зубрежку.

Важным представляется и совершенствование базового навыка чтения ребенка. Как только ребенок научился более-менее свободно читать, учителя и родители (чаще, этим занимаются именно они) должны показать ребенку различные способы чтения. Ведь изначально чтение становится учебным навыком и может быть:

  • — Просмотровое
  • — Запоминающее
  • — Изучающее
  • — Контрольное

Поскольку автор статьи является сторонником идеи развивающего обучения, то он присоединится к закономерной критики традиционного школьного подхода к работе с материалом. Во многих школах учителя развивают не истинно произвольную память, а своеобразную «школьную» форму памяти, которая строится на заучивании материала.

Именно поэтому воспроизвести какой-то конкретный отрывок или идею детям бывает трудно, так как они просто не могут вычленить ее из всего текста. Поэтому представляется важным, чтобы с первых классов родители помогали ребенку осваивать теоретическое мышление, благодаря которому ребенок может самостоятельно структурировать трудный материал и легко им оперировать как в целом, так и его частями.

Личностное развитие младших школьников

Начиная с 7 лет начинает активно изменяться и развиваться сфера мотивов и потребностей ребенка, развивается его самосознание. Возникает стремление ребенка к своему самоутверждению и праву на его принятие со стороны взрослых и сверстников, принятию его учебной деятельности и ее успехов.

Благодаря структурированной учебе, дети приобретают ответственность, которая начинает развиваться как личностная характеристика.

В рамках развивающего обучения познавательные стремления ребенка переходят в действия, ребенок не просто хочет узнать, он делает что-то для того, чтобы узнать это нечто. Для ребенка появляется значимость оценки его трудов родителями, педагогическим составом и одноклассниками.

Формируется и начальная самооценка ребенка.

Важным представляется сказать и о навыках взаимодействия. Ребенок учится работать в команде, сопоставлять свои действия с действиями других и стремится к общему результату.

В структуре личности развиваются следующие наиважнейшие компоненты:

  • — Саморефлексия и самопознание – умение устанавливать рамки своих умений («это я могу сделать сам, а здесь мне нужна помощь», «что мне необходимо, чтобы я мог сам справиться с этой задачей?»)
  • — Внутренняя схема действия (умение четко планировать и разбивать на этапы решение задачи, видеть ее конкретный результат)
  • — Произвольность действий и их внутренний контроль

Ребенок начинает контролировать свое поведение, начинает осознавать причины, по которым это нельзя, а что-то можно. Устанавливаются различия в отношениях со взрослыми и другими детьми. Берется под контроль и эмоциональная сфера: ребенок обуздывает свои эмоции.

Внешние нормы и требования интериоризируются и становятся так называемой совестью ребенка.

Начинается развитие и некоторых высших чувств:

Однако не стоит думать, что в младшем школьном возрасте эти чувства устойчивы: они переходящие и только-только начинают развиваться. Более того, начинает оформляться первичная критичность. Это качество важно тем, что оно действует в связке с мышлением.

То есть ребенок не просто узнает новую вещь и усваивает ее, но и пытается понять, почему именно так. Здесь, как мы видим, упомянутый выше способ зубрежки наоборот снимает возможность ребенка осмыслить что-либо.

В будущем этот навык развивается в стремление к поиску альтернатив и лучших путей решений, как сугубо теоретических проблем, так и житейских.

Заключение

Уровень развития новых качеств напрямую зависит от организованности и смысловой компоненты учебной деятельности. Как мы уже говорили, рефлексия ребенка может быть формализованной или содержательной, мышление может развиваться теоретически или эмпирически, а планирование и контроль по основным признакам или частным основаниям.

Таким образом, важно, чтобы родители уделяли учебной деятельности ребенка достаточно внимания, но с целью не заставить сделать что-то, а научить ребенка, как можно это «что-то» сделать лучше. К сожалению, сегодняшняя система среднего образования не всегда опирается на знания закономерностей развития детей в этом сензитивном периоде.

автор статьи: практикующий психолог Борисов Олег Владимирович, Москва

О admin

x

Check Also

Итальянская кухня гастрономический туризм

Италия – идеальное место для гурмана Где устроить праздник для желудка как не в Италии. А что, очень интересная идея отправиться в путешествие по Италии с гастрономическими целями. Всем известно, ...

Эпиляция воском в домашних условиях

Еще в старину наличие волосков на теле женщины являлось моветоном, поэтому дамы всегда старались избавиться от ненужных волосков, прибегая к различным процедурам, помогающим сделать кожу гладкой и шелковистой. В наше ...

Муж со мной не разговаривает

Муж со мной не разговаривает! – таков печальный вердикт практически в каждом браке, причем, в девяносто процентах случаев постижение этой истины происходит уже в первые годы, а то и месяцы ...

Трусливый ребенок

«От вороны карапуз убежал, заохав, этот мальчик просто трус – это очень плохо…» Помните эти слова? С раннего детства нам внушали, что трусость – это нечто ужасное, за что тебе ...

Как бросить курить? Бросаем курить вместе

Рано или поздно любой, даже самый заядлый курильщик, начинает задумываться о том, как бросить курить. Причиной, как правило, является ухудшение здоровья, связанное с длительным курением. Результаты опроса: Вы курите? Да, ...

Послеродовые трусы: одноразовые, утягивающие, бандаж

Содержание статьи: Для чего нужны послеродовые трусики и бандажи Функция послеродовых трусов определяется конкретной моделью. Послеродовые трусы делятся на одноразовые, утягивающие и бандажи. Одноразовые трусики послеродовые необходимы для того, чтоб ...

Воспитание детей Способы в воспитании ребенка

Способы в воспитании ребенка Все без исключения внимательные родители желают, чтоб их дитя вырос благородным и приличным человеком. Для того, чтоб достичь нужных итогов, следует использовать различные способы воспитания ребёнка. ...

Как лечить педикулёз

Чемеричная вода в борьбе со вшами Как часто эта беда приходит неожиданно: откуда ни возьмись в волосах заводится живность. То ли стресс стал тому причиной, то ли подцепили где-то в ...

Самые опасные летние болезни: как защититься, советы

Перечень главных опасностей летнего сезона для здоровья Знаете ли вы что летом мы болеем гораздо чаще, чем в любое другое время года. Вероятно, причина кроется в том, что во время ...

Болезни плода: фетальное накопление жидкости у плода

Фетальное накопление жидкости у плода: описание болезни, её причины и симптомы Болезнь относится к аномальному накоплению жидкости в коже, полости тела, пуповине и плаценте неродившегося ребёнка. Это может быть результатом ...

Почему железо так необходимо для здоровья?

Огромную роль в жизни человека играет железо. Оно является главной частью клеток нашего организма, а также играет важную роль, поддерживая сильную иммунную систему. Организм не производит железо сам, он всего ...

Как правильно написать автобиографию

Автобиография, в переводе с греческого, — это собственноручное описание жизненного пути человека. Сейчас этот документ используется реже, чем, скажем, во времена СССР. Я, например, не помню, когда в последний раз ...

Музыка для самых маленьких

Музыка и малыш: какую музыку предпочесть, как правильно формировать музыкальный слух Музыка — как для детей, так и для взрослых является неотъемлемой частью в этой жизни. Ещё в древнем мире ...

Как оформить алименты без развода

Можно ли получить алименты без развода? Ведь такая практика повсеместна – судебный процесс длится долго, а бывший муж принципиально не хочет помогать материально. В особенности, когда у него новая любовь, ...

Как подобрать тени под цвет глаз

В средние века храбрые рыцари готовы были вступить в схватку с любым соперником за один лишь пленительный взгляд своих хрупких принцесс. Глаза были и остаются самым завораживающим элементом образа любой ...

Летние юбки для полных женщин больших размеров

Летние юбки для полных женщин — всегда востребованный и нужный товар, ведь именно в самое теплое время года дамам хочется выглядеть максимально женственно и привлекательно. Выбирать такую одежду нужно с ...

Почему появляется налет на языке?

Наличие белого скопления на языке всегда говорит о проблемах со здоровьем, те, кто обнаружил у себя такую неожиданную неприятность, понимают, что нужно что-то с ним делать. Чистый и здоровый язык ...

Как отличить ПМС от беременности?

Даже рожавшая женщина порой может спутать симптомы предменструального синдрома с проявлением беременности, что само по себе не удивительно. Ведь на первый взгляд они очень похожи. Но если капнуть глубже, то ...

Овощной салат, как приготовить, меню на неделю

Разные рецепты приготовления овощного салата Издревле в обществе считалось, что овощи – это пища для бедняков, состоятельные люди питались мясными блюдами и практически не употребляли овощи. К счастью, современные гуру ...

Сонник: к чему снятся яблоки (красные, зеленые, желтые)?

Многие люди привыкли считать, что яблоки во сне приходят к нам к переменам в лучшую сторону, к успеху и семейному благосостоянию. Но есть и такое толкование, в котором яблоки символизируют ...

Как выбрать и с чем носить женские брюки

Брюки стали настолько привычным и утилитарным элементом женского гардероба, что современным модницам без них уже невозможно представить свою жизнь. Пожалуй, во всепоглощающем ритме современного мегаполиса брюки даже более востребованы, нежели ...

Косметика на основе мёда, рецепты масок

О полезных свойствах мёда и о его использовании в составе натуральной косметики Мёд – это природное золото! С данным утверждением не поспоришь. Полезные качества этого удивительного продукта бесценны для человеческого ...

Азалия: как ухаживать, уход в домашних условиях

Азалия может быть как комнатной, так и грунтовой. От ее расположенности будет зависеть то, как ухаживать за азалией. В качестве комнатного растения существует множество разновидностей данного цветка. Прежде, чем приобрести ...

Статус в нашей жизни

Статус в нашей жизни Определение своего статуса это основа для построения карьеры и бизнеса, самореализации. Основной проблемой является неясность с собственным статусом. Это порождает неясность с нашим предназначением, нашими интересами, ...