Главная 7 Верую 7 Спасение от нелюбви

Спасение от нелюбви

Спасение от нелюбви

игумен Петр (Мещеринов)

Оглавление

^ Прививка от смерти

В советские годы полагалось считать, что никакой души у человека не существует – есть только тело и какие-то психологические процессы в нём, и если их основательно изучить, то научный материализм окончательно восторжествует. Но подавляющее большинство населения планеты всё-таки далеки от подобных теорий и прекрасно знают, что человек состоит не только из тела, но и из духа, души. Вот и христиане верят, что мы существуем только в совокупности этих составляющих – ведь невозможно назвать живым человеком ни холодный труп, ни лишившуюся тела душу умершего. Смерть, как всем очевидно, убивает нас, лишает целостности, и трагедия смертности тем более страшит людей, что в глубине души у каждого есть живое чувство – мы были созданы, чтобы никогда не умирать

Христиане верят, что после смерти состояние человека будет определяться тем, как он прожил земную жизнь, – и размышляя о возможном блаженстве после смерти, кто-то из мудрых сказал, что в рай нельзя войти поодиночке. Иными словами, если человек живёт эгоистично и при этом надеется узнать, что такое любовь к Богу и к людям, – то у него, скорее всего, ничего не получится.

Спасением христиане называют преодоление пропасти между человеком и Богом, возвращение человека к тому состоянию, для которого он был задуман – к вечному счастью, которое даёт только любовь, или, как ещё говорят – к вечной жизни. А поскольку Источник всякой жизни в мире – это наш Творец и больше никто, то спастись человек может, только приобщившись этому Источнику, соединившись с Ним. Вот что означает причащение – в этом Таинстве человек соединяется с Богом.

Без такой прививки жизнью шансов на выздоровление от смерти у человечества не было бы. Но как это возможно?

^ Memento mori

Смерть и ненависть разделяют людей, грех и время убивают нас поодиночке. Христос делает обратное: Он как раз соединяет людей, причём не механическим образом, как в какой-то казарме, а соединяет их в Своём Теле, где каждый на своем месте и каждый орган нужен. Церковь как собрание христиан и есть это Тело Христово.

Но что именно делает тело телом? Ведь тело – это не случайный набор разрозненных членов, а органичное их единство. Христиане получают это единство друг с другом и с Богом именно в причащении Христу. Как это происходит – тайна; человеческий разум не в силах понять её, поэтому причащение логично называется Таинством…

Как и во время Тайной Вечери, когда Спаситель установил Таинство причащения, так и в наши дни во всех православных храмах специальным образом подготовленные и освящённые Хлеб и Вино благословляются и предлагаются Богу с просьбой, чтобы Дух Святой, как и прежде, сошёл на эти святые Дары и соделал Хлеб – Телом Христа, а Вино – Его Кровью. Именно под видом Хлеба и Вина христиане причащаются Телу и Крови Христа, и это не термины и не какие-то высокопарные слова; это то же самое Тело, которое распяли на Кресте, и та же самая Кровь, которую пролил за нас Господь на Голгофе. Другого пути полностью, реально соединиться с Богом для нас, состоящих из плоти и крови, не существует и не может существовать.

Молитва, добрые дела, исполнение заповедей, желание совершенствоваться в добре – это лишь путь к причащению, необходимое условие, но ещё не самоцель. Целью, смыслом христианства является Сам Христос, причастность Ему со всеми уже умершими христианами, вкушающими плоды победы Христа над смертью…

^ Право, а не обязанность

С самого начала истории Церкви, когда у христиан ещё не было стройной системы богословия, общественного признания, великолепных храмов и красивых иконостасов, Таинство причащения и в те времена было тем же самым – ведь для того, чтобы оно совершалось, нужно, кроме собственно Хлеба и Вина, всего две вещи.

Во-первых, нужно, чтобы священник имел апостольское преемство, то есть чтобы исполнялся завет Христов, с которым Господь обратился к Своим ученикам: сие творите в Мое воспоминание ( Лк.22:19 ). Христос не вышел на площадь и не сказал – все, кто меня слышит, творите сие. Он сказал это только ученикам, и с самых первых дней в Церкви установился такой порядок, что, когда собиралась община христиан, апостол или его преемник, получивший от самого апостола благодать священства, совершали Литургию – богослужение, во время которого бывает причащение. Такое преемство сохраняется в православной Церкви до сих пор – каждый епископ поставляется уже существующими епископами, и так с самого начала, от апостольских времён и от самих апостолов Христа.

А во-вторых, должна быть община, которая и участвует в богослужении и причащении. Раньше это участие в ходе самого богослужения было более существенным (например, члены общины сами приносили хлеб и вино), а сейчас общину представляют в основном священник, клир и хор. Конечно, нужно надеяться на возрождение крепких приходов; но само Таинство всё равно нисколько не страдает, потому что его совершает Христос, а священник – только священно-служитель, он лишь со-служит Богу…

Но ни в коем случае Таинство причащения не может и не должно пониматься магически – как прививка ребёнку от болезней, как некий обязательный обряд или как муторная и тяжелая обязанность христианина. Возможность причащения Христу – это великий и бесценный дар, и если кто-то пока не готов принять его с благоговением, страхом и верой, то лучше не торопиться, а подождать и получше подготовиться.

^ Есть ли у благодарности границы

У Таинства причащения есть ещё несколько названий, отражающих различные его аспекты. И одно из таких названий, очень распространённое – это Евхаристия, то есть в переводе с греческого языка – Благодарение. Что же это означает? Просто христиане верят – всё, что есть в нашей жизни, человеку подарил Бог; всё наше на самом деле принадлежит только Ему.

Поэтому не какие-то материальные жертвы, а простая благодарность – это, быть может, и есть самое важное проявление любви человека к Богу. В человеческом общении любовь часто смешивается со многими вещами – с необходимостью в человеке, с нуждой в его поддержке, каких-то иногда даже материальных вещах – заботе, содержании. Конечно, и за это мы друг друга любим, но самым чистым образом любви всё равно является благодарение.

Благодарность – пожалуй, одно из самых бескорыстных и чистых человеческих чувств.

Во время богослужения молитву искренней благодарности Богу за весь сотворённый мир и заботу о нём от имени всей общины торжественно произносит священник в алтаре. И только после этого благодарения он просит, чтобы Хлеб и Вино стали Телом и Кровью Христа. Так в смирении исцеляется грехопадение человечества – через благодарность и любовь к Богу.

Можно возразить, что Бог самодостаточен и может обойтись и без нашей хвалы. Но благодарность Богу нужна самому человеку – ведь когда человек говорит Богу хотя бы спасибо, то это всегда далеко не просто слова или какое-то вынужденное проявление этикета – мол, Бог тебе что-то там сделал, а ты Его уж отблагодари, будь добр. Наоборот – ведь каждое такое слово к Богу, сказанное искренне, словно пронизывает собой всё наше существование, что-то меняет в самой сокровенной глубине души. Поэтому когда мы благодарим Бога, мы тем самым и для себя совершаем благодеяние, и на Небесах от этого бывает радость (см.

Лк.15:10 ), ведь Бог – наш Отец, и Он нас любит, это же естественно.

Особенность бескорыстной Божественной любви в том, что Бог прекрасно знает, что ничего хоть сколько бы равновеликого или сопоставимого с тем, что сделал для нас Он, мы никак не можем Ему дать. Как в Библии царь Давид говорит Богу – блага мои Тебе не нужны ( Пс.15:2 ). Бог просто хочет от нас, чтобы мы были самими собойкакими Он нас задумал.

И первый шаг на пути к тому, какими Бог хочет видеть нас, – это честность перед самим собой. Начало такой честности уже хотя бы в том, к примеру, что человек может признаться себе – пока ещё он ходит в храм не потому, что так уж сильно любит Бога, а потому, что ему от Бога что-то надо. Если сказать себе честно хотя бы это, многое в жизни уже может измениться.

^ Естественное чудо

Чаще всего на практике христианство понимается так: человек живёт повседневной жизнью, как все, а в какой-то день планирует посещение церкви. Перед этим он начинает напряжённо от чего-то воздерживаться, готовится, молится, потом приходит на исповедь, сбрасывает с себя груз мирской жизни, приобщается к высокому, выходит из храма… и процесс опять начинается заново. Но такая христианская жизнь будто бы делится на две части: жизнь храмовая и жизнь внехрамовая.

Жизнь храмовую обычно считают высшей, считают себя обязанными к ней готовиться, а жизнь профанная, мирская – она просто есть, от неё никуда не деться; как говорится, жизнь берёт своё.

Это совершенно неправильно. Святитель Феофан Затворник пишет, что норма жизни для христианина такова: каков ты во время Таинства, таков ты должен быть и в повседневной жизни…

Иногда стараются это делать дисциплинарным путём – невкушением каких-то продуктов, усиленным чтением молитвослова и прочее, но главным образом надо действовать по-другому, ведь суть другая – Христос даёт нам дар жизни, который мы должны нести в мир. К примеру, для того, чтобы участвовать в языческих культах, нужна была какая-то особая сакральная подготовка. А Христос всё словно бы ставит с ног на голову: никакой такой специальной подготовки не требует – только Хлеб и Вино, элементарные, естественнейшие вещи, ешь и пей.

Не нужно прыгать через костёр, не нужно совершать над собой какие-то экстраординарные разовые обряды. Нужно всего лишьпроголодаться, возжаждать Бога, а ведь это – одна из самых естественных вещей на свете…

^ Вырастить душу, как цветок

Если человек желает причаститься, то часто он просто не знает, с чего начать. На самом деле, всё просто: при подготовке к причащению первое и самое главное условие – это желание причаститься, жажда Бога, то есть невозможность жизни без Христа. Живое чувство, что в Таинстве мы соединяемся с Ним – и крайнее желание такого соединения.

Это не просто чувство, это постоянное состояние души, когда она ощущает себя недостаточной без Христа, и только с Ним и в Нём обретает и успокоение, и радость, и мир, и сам смысл своего существования. Если в душе ничего этого нет – или, что чаще бывает, есть, но в слабой, почти исчезающей мере – то первым и главным условием подготовки к причастию будет создание в себе, хоть в малой мере, этого состояния души, этого желания. Здесь как раз и полезно будет воздержание, молитва и множество других способов, из которых человек должен выбрать наиболее действенные для себя. Обязательно нужно расшевелить свою душу…

Второеэто испытание совести, примирение с Богом. Есть в нашей жизни вещи, которые просто несовместимы с Евхаристией, с нашим участием в этом Таинстве. Это, к примеру, блудная жизнь, жестокое или равнодушное отношение к людям и тому подобные грехи. Испытание совести заключается в том, чтобы мы в свете Евангелия не только покаялись в том, что сознаётся нами несовместимым с причащением Христу, но и решительно оставили это – или уж, во всяком случае, начали прилагать свои усилия, чтобы не вести двойную жизнь: не участвовать в главном Таинстве Церкви, живя при этом во грехе.

Именно для испытания совести и примирения с Богом перед причастием принято исповедоваться.

Наконец, третьеэто примирение с людьми. Нельзя приступать к Чаше, держа на кого-либо злобу. Конечно, в жизни бывают самые разные ситуации, над которыми мы порой не властны, но – как говорит Апостол – если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми (Рим 12:18).

То есть мы со своей стороны должны приложить все усилия для примирения; а ещё лучше не доводить дело до ситуации, в которой надо примиряться, а ровно и мирно вести себя со всеми.

Вообще, для того, чтобы определить возможность или невозможность причащения, у человека есть совесть. Какие-то тонкости ему подскажет священник, у которого он будет исповедоваться, а так всё определяется единственной вещью, на самом деле, – хочет ли человек быть со Христом, хочет ли жить так, как велит Христос? Если такое желание есть хоть в малой степени – то человек достоин, а если такого желания нет – тогда непонятно, зачем ему вообще нужно причащаться…

Конечно, не могут причащаться не-члены Церкви, то есть люди некрещёные. Крещение – это Таинство, позволяющее войти в Церковь, а входить в неё для того и нужно, чтобы получить возможность причащаться. Без причащения крещение – почти как билет на поезд, с которого человек сошёл где-то на полустанке.

Да, ещё можно догнать и сесть обратно на своё место – благо билет есть. Но лучше всё же поторопиться, пока поезд ещё в пути…

Есть в Церкви и дисциплинарные требования относительно подготовки к причащению: пост, посещение богослужений, чтение молитв (так называемого Правила ко Святому Причащению, его можно найти в любой церковной лавке) и определённых канонов. Но это лишь церковные правила, а вовсе не догматы Церкви, и они не абсолютны…

Поскольку все люди разные, то и дисциплинарная подготовка у всех должна быть своя. Здесь у каждого своя мера – одна для слепого старика, другая для маленького ребёнка (которому, к примеру, до семи лет и вовсе не нужно исповедоваться), и совсем другая – для здорового молодого человека. Это тоже подскажет священник на исповеди… Нужно смотреть на ситуацию в целом: если нам обязательно нужно перед причастием более сосредоточенно помолиться, наложить на себя какой-то пост – вот и облекаем эти потребности в правило: кто может – целиком всё соблюдает, кто может – больше, а кто не может – меньше, без всякого смущения. На первом месте стоит внутреннее созревание, взросление души; ради него и предпринимаются внешние усилия, а не для того, чтобы до буквы вычитать положенное.

Вообще все внешние формы в Церкви необходимо одушевлять и наполнять внутренним молитвенным смыслом, – а иначе Таинства и Церковь превратятся в мучительную и тяжелую формальность, и внешними правилами мы подменим живую жизнь с Богом.

^ Возвращение домой

Но что же происходит с человеком после того, как он причащается Христу? Нужно ли, можно ли ожидать каких-то заметных мгновенных последствий?

С каждым всё происходит по-своему, и, конечно, очень лично (даже интимно). Но обычно, если человек добросовестно готовится – то есть не только все молитвы вычитает, но и желает встречи со Христом, – конечно, Господь даёт ему почувствовать, что Встреча состоялась. И это словами уже не объяснить никак…

Но бывает, что человек и совершенно ничего не чувствует – может, именно потому, что он специально хотел что-то чувствовать. Господь как бы говорит: Ты хотел не только Меня, а ещё и каких-то религиозных переживаний? Не надо, это лишнее.

Так что не следует ожидать экстаза или какого-то вознесения духом, лучше больше думать о том, как не утратить тот дар, который уже вручен.

Но тогда что же, в сущности, происходит с человеком в сам момент причащения и после? Господь говорит в Евангелии: без Меня не можете делать ничего ( Ин.15:5 ). Что это значит? Землю копать, к примеру, или каким-то другим образом трудиться мы вполне можем, конечно.

Но вот исполнять заповеди Христа мы без Него Самого не можем. Сотворчество Бога и человека осуществляется через то, что мы принимаем в себя Христа, и вместе с Ним начинаем творить заповеди, жить ими. Совместно с Богом мы начинаем творить в себе смирение, любовь, милосердие, мы становимся живыми в полном смысле этого слова.

Причащение – это ещё и единственное подлинное воспитательное средство. Когда христианин чувствует, что Бог от него уходит, – для него это всё равно, что потерять самого близкого человека, всё равно, если из двух влюбленных один теряет другого. Это трагедия, и ничего другого в такой момент просто не существует – все мысли лишь о том, как возвратить ушедшую любовь. Так и тут: если общение с Богом пресекается – человек только и ищет, как вернуть Бога в своё сердце…

А на нашем уровне лучшее средство вернуться домой, к любящему Отцу – это, конечно же, для начала не просто порядочная или честная, но ещё и деятельная нравственная жизнь по Евангелию. И уже как итог – причащение Христу.

Самые простые и прекрасные вещи, на самом-то деле.

Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.

О admin

x

Check Also

Чудеса истинные и ложные

Чудеса истинные и ложные. О развитии духовного зрения протоиерей Лев Липеровский По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла О чудесах Христовых Проповедь Иисуса Христа о Царствии Божием сопровождалась ...

Чтобы любить Бога, нужно быть беззащитным

Чтобы любить Бога, нужно быть беззащитным И один из них, законник, искушая Его, спросил, говоря: Учитель! Какая наибольшая заповедь в законе? Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем ...

Что такое чудо?

Что такое чудо? Архиепископ Иоанн Сан-Францисский В сороковых годах скончалась в городе Вараждине, в Югославии, старшая сестра писателя Алексея Николаевича Толстого – Елизавета Николаевна. Я хорошо знал ее. Незадолго до ...

Что такое Царство Небесное?

Что такое Царство Небесное? иерей Антоний Лакирев Царство Небес – это не потом, а сейчас^ Я не буду рассказывать, что: я хотел бы поговорить …. Это была не моя идея. ...

Что такое софиология

Что такое софиология Самый известный трактат отца Павла Флоренского — Столп и утверждение истины. А самая известная его идея — учение о Софии. Поговорим о том, где корни этой концепции ...

Что такое Соборование?

Что такое Соборование? священник Александр Богдан Соборуемся по правилам Во время Великого поста во многих храмах по традиции совершается соборование или по-другому оно еще называется Таинством Елеосвящения. О самом Таинстве, ...

Что такое Священное Писание?

Что такое Священное Писание? протоиерей Алексий Князев [1] Священное Писание принадлежит к тем книгам, которые всегда читало и будет читать человечество. К тому же среди этих книг оно занимает совершенно ...

Что такое раздражительность?

Что такое раздражительность? протоиерей Игорь Прекуп Иногда на исповеди человек кается в том, что понервничал. Трудно сказать, чего тут больше: непонимания, что такое таинство Покаяния, или подсознательного желания если не ...

Что такое православная психология и психотерапия

Что такое православная психология и психотерапия Многими реальными примерами из жизни людей, живших в разные времена, подтверждается евангельская фраза: Не хлебом единым… Первый раз мы встречаем ее в Ветхом завете ...

Что такое православная духовность?

Что такое православная духовность? На вопросы отвечают священнослужители и миряне Протоиерей Андрей Лобашинский, благочинный Малоярославецкого округа – Отец Андрей, как человеку в нашем суетном мире приобрести мир и духовную тишину ...

Что такое православие?

Что такое православие? По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II XX век – это век технического развития и технических достижений. Человек преодолел свое бессилие перед природой и ...

Что такое послушание?

Что такое послушание? …Лучше быть виновным перед начальником, чем пред Богом… Оглавление Что такое послушание? Сегодня нет, наверное, в православной церкви такого слова, которое употреблялось бы чаще, чем послушание. Монахиня ...

Что такое любовь?

Что такое любовь? Батюшка, благословите! Прошу Вас, ответьте на очень мучающий меня вопрос: как соотносятся в Православии любовь к Богу и любовь осознанная, всепрощающая, долготерпящая к конкретному живому человеку? Возлюбить ...

Что такое воля Божия?

Что такое воля Божия? священник Михаил Шполянский Нужно сказать однозначно: воля Божия — это единственный окончательный критерий добра и зла в этом мире. Заповеди Божии не являются абсолютом, заповеди Божии ...

Что такое Библия?

Что такое Библия? Когда мы берем в руки книгу, то первым делом смотрим на обложку – интересуемся названием и авторством. Возьмем толстый том Синодального издания. Что видим? Библия. Книги Священного ...

Что значит причаститься недостойно?

Что значит причаститься недостойно? Одним из основных тезисов сторонников редкого Причащения является утверждение о том, что ежевоскресное Причащение будет недостойно, так как не будет предваряться длительными постом. Таким образом, говение ...

Что значит любить Бога?

Что значит любить Бога? иеромонах Георгий Соколов В Новом Завете Богом для людей дана всего лишь одна единственная заповедь: Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил ...

Чтецу Богослужебной книги Апостол

Чтецу Богослужебной книги Апостол Данная брошюра предназначена для тех христиан, которые хотят самостоятельно разобраться с порядком чтения книги Апостол за богослужением в церкви, а также для всех желающих расширить свой ...

Читаем Ветхий Завет

Читаем Ветхий Завет Константин Корепанов, преподаватель миссионерского института, г. Екатеринбург ^ Ветхий Завет – бесценный опыт Богообщения Очень часто приходится слышать, что христианину для полноценной христианской жизни необходима только Священная ...

Чистый Четверг

Чистый Четверг Чи́стый Четве́рг – народное название Великого Четверга Страстной седмицы. В этот день Церковь вспоминает важнейшее евангельское событие: Тайную вечерю, на которой Христос установил новозаветное таинство Святого Причащения (Евхаристии). ...

Число зверя

Число зверя Число́ зве́ря – таинственное число Шестьсот шестьдесят шесть, упоминаемое в Откровении Иоанна Богослова ( Откр.13:18 ). [Зверь] …сделает то, что всем, малым и великим, богатым и нищим, свободным ...

Четыре составляющих духовной жизни

Четыре составляющих духовной жизни Святой Феофан Затворник писал своей духовной дочери: Вы совершенно верно определили для себя основную цель жизни – соответствовать высокому достоинству человека. Для этого вовсе не обязательно ...

Четверо святых центральной Англии: Хардульф, Плегмунд, Вульфхад и Руфин

Четверо святых центральной Англии: Хардульф, Плегмунд, Вульфхад и Руфин ^Преподобный Хардульф, отшельник в Бридоне в Лестершире О жизни одних ранних английских, так называемых англо-саксонских, святых сохранилось много сведений, о других ...

Чем православие отличается от буддизма? читать, скачать – священник Георгий Максимов

Чем православие отличается от буддизма? Содержание Буддизм – одна из мировых религий, насчитывающая сотни миллионов последователей. Историческим ареалом ее распространения были по преимуществу страны Азии. Однако, начиная с конца XIX ...