Главная 7 Верую 7 Каббалистическое учение

Каббалистическое учение

Каббалистическое учение

Протоиерей Анатолий Тригер

(из курса лекций по библеистике)

После падения Иерусалима в 70 г. нашей эры еврейский народ вступил в новый период своего существования, существования в рассеянии. В этот период были заложены основные черты современной иудейской диаспоры. Единственным средством для сохранения своего национального лица и религиозного единства стала общепризнанная власть религиозного закона, которая и объединила всю рассеянную нацию. Постольку, поскольку Храма и Иерусалима не существовало – штат храмового духовенства упразднился, остался только класс законоучителей, который стал единственным законодательным авторитетом.

Дисциплина закона с этого времени стала для евреев основным способом защиты целостности и неприкосновенности, духовной территории нации. Учителя, фарисеи с удвоенным рвением создавали многочисленные ограждения устных законов, бремена неудобоносимые, как назвал их Христос. Эти законы со временем составили устную Тору, а затем Мишну и Талмуд.

Законоположения и традиция правоверных иудеев строго осуждала и преследовала всякие попытки евреев заниматься философией и умозрительными науками. Есть Закон и его только надлежит исполнять и изучать. Именно в этой догматичной среде и родились различные мировоззренческие течения сектантского типа.

Само слово каббала, буквально с древнееврейского обозначает – предание. Последователи говорят о тайном учении, которое существовало издревле параллельно учению Торы и пророков. Оно было сообщено первому человеку Адаму Кадмону, сосредоточившему в себе потенции мирового бытия.

Затем совершеннейший человек – Адам, передал его своему сыну – Сифу, а он в свою очередь своему,– и так далее. Непонятным образом тайное учение преподается Аврааму, который решает его письменно зафиксировать и пишет книгу Sefer Yesirah – Книга Сотворения. Эта книга и есть первоисточник каббалы.

Некоторые из каббалистов считают, что книга написана самим Богом и дана Адаму. Вторым источником каббалы является книга Sefer ha Zohar Книга Сияния, по каббалистическому преданию написана она учеником раввина Аккибы. Древняя рукопись дошедшая до нас написана на арамейском языке в Кастилии в конце XIII в. и принадлежащая, по-видимому, Моисею Лионскому (Моше де Леон). Который предпочел её однако выдать за наследие талмудического мудреца II века – Симона бен Йохаи.

Понятно, что никакого научного подтверждения о происхождении каббалы и каббалистических книг нет. В книгах Ветхого Завета нет ни одного слова, которое бы намекало на существование у евреев до Вавилонского плена какого – либо параллельного учения. Но многие места Мишны и Гемары, в Иерусалимском и Вавилонском Талмудах, об этом свидетельствуют. Там говорится, что у иудеев на период создания Мишны, уже существовало некое тайное мистическое учение о сотворении мира, о Природе Божества; что это учение было очень гибельно для слабых умом и его редко кому передавали.

Даже были случаи сумасшествия в результате увлечения данным учением, поэтому его не каждому доверяли. В Талмуде оно большей частью обозначается наименованием Merkavah – колесница. Имеется в виду колесница пророка Иезекииля, которую он видел. Эту колесницу каббалисты очень изощренно истолковывали.

В 16-17 веках ученые взялись за изучение этих книг и пришли к заключению, что первая книга Sefer Yesirah, которая упоминается в Талмуде, написана во времена первых таннаев т.е. после Ездры. Что касается книги Sefer ha Zohar то выяснено, что в настоящем виде она представляет собой сборник разновременных каббалистических преданий и произведений, из которых самые древние относятся к первому, а самые позднейшие к VII веку по Р. Х. Тем не менее, несмотря на позднее происхождение, ясно, что тексты имеют более древнюю устную традицию.

Sefer Yesirah

Книга написана мишнаидским языком, т.е. смесью халдейского с еврейским. Характерный текст как и в Мишне, отличается чрезвычайной сжатостью, отрывочностью и обрывом логичности контекста. В ней излагается история о том, как праотец Авраам оставил поклонение звездам и стал поклоняться Единому Вечному Богу, далее открывается монолог Авраама с доказательствами единства и премудрости Творца, которые выведены из созерцания единства и порядка наблюдаемого творения. Определяется аналогия, существующая между предметами, знаками и мыслями, т.е. рассматриваются средства через которые Премудрость раскрывается людям и между ними хранится, это:

Тридцать два элемента мироздания, к которым относятся не только 10 первочисел (как в греческом Пифагореизме) но и 22 буквы еврейского алфавита. Соединенные вместе они называются тридцать два таинственных пути Премудрости.

Трактат о десяти Сефиротах или отвлеченных понятиях, своего рода идеях, в которых Неопределимый Бог приходит к определенности в стадиях или эманациях своего смыслового саморазвертывания, аналогичных эонам гностицизма (Венец, Мудрость, Разумение, Милость, Сила, Сострадание, Вечность, Величие, Основа, Царство); соотношение этих гипостазированных атрибутов бога изображалось в виде Древа Сефирот. После Сефиротов, или учения о существе вселенной, излагается другое учение о том, каким образом посредством 22 букв еврейской азбуки раскрывается Божественный Замысел в мире.

Sefer ha Zohar

Книга больше по объему, нежели предыдущая, также написана на мишнаидском языке, состоит из двух отдельных частей: 1. Комментарии на Пятикнижие, в котором беспорядочно изложено каббалистическое учение о природе Бога, Мира и Души человека; 2. Сборник произведений: Вечный Пастырь, Великий Собор, Малый собор и т.д.

Основой учения, содержащейся в этой книге, есть мысль о том, что Бог есть и материя и форма вселенной. Его субстанция находится в основе всех веществ и существ этого мира. Все они имеют на себе отпечаток или символ Его Разума.

Схожую идею, но с христианским содержанием, встречаем мы в богословии св. Максима Исповедника.

Каббалистические методы

Каббала соединила пантеистические построения неоплатонизма и мифологемы гностицизма с иудейской верой в Библию, как мир символов. Основываются они преимущественно на особенностях еврейского алфавита, который состоит из 22 согласных. Произношение и смысл слова фактически зависят от того, какие гласные к этому слову можно подставить; эта особенность, – есть возможность находить в словах иной смысл. Другим важным обстоятельством было то, что числа тоже обозначались буквами.

Отсюда основной каббалистический закон: всякое слово есть число, и всякое число есть слово.

Разные слова могли иметь одно и то же числовое значение, в этом случае если одно слово заменить равнозначным по числовому значению другим словом, то появляется совершенно иной смысл. Классический пример: число зверя в Апокалипсисе – 666. Числовое значение имеет несколько вариантов имен – слов, многие понимали под этим числом имя римского императора – Нерон.

Одни и те же буквы еврейского алфавита, в начале и в конце слова, имеют разные написания, это тоже использовалось в каббале. Основных каббалистических методов – три.

Гематрия – основывается на уже упомянутом числовом значении, которое имеет каждое слово. Она состоит в том, чтобы одно слово заменять другим, равным ему по числовому значению. Этот метод распространяется и на целые предложения. Например, если выражение из первой главы книги Бытия [руах элогим] – Дух Божий разложить на числа:

В сумме получается число 300. А число 300 имеет своё значение, и его уже заменяют новым получившимся значением, как будто этот смысл тут содержался.

Нотарикон – в нём совмещены два метода. Согласно первому подпункту, каждая буква одного слова принимается за начальную букву целого слова. Слово превращается в предложение.

Например, слово [берешит] в 1-й главе книги Бытия. К каждой букве приделывают целое слово, которое начинается с этой буквы.

Каждая буква слова стала началом другого слова: В начале видел Бог, что Израиль должен принять закон.

Таким способом были открыты, например, имена 72-х ангелов. Каждый из трех стихов книги Исход 14 главы – 19, 20, 21 стихи – имеет по 72 буквы. Эти 72 буквы и стали начальными в названии имен Ангелов.

Вторая часть этого метода – когда числовые значения заменяются буквенными. Тот же самый метод, только в числовом оформлении. Допустим, слово имеет число 700. Мы его разложим на цифры и подставим буквы.

Получится другое слово. Отражение этого содержится в книге Притчей Соломоновых. Она состоит из нескольких частей.

Там есть отдельный раздел Притчи Соломона. Он содержит 375 притч, по числу имени Соломона.

Тимура – основан на перестановке букв. Пишется в 2 строчки еврейский алфавит одна буква под другой. Потом в тексте верхняя буква взаимозаменяет нижнюю (или наоборот).

Если где-то в тексте встречается א, его можно заменить ת.

Создаются совершенно новые слова путем подмены одной буквы другой. А поскольку огласовки нет, то гласные можно приставить любые, отсюда – можно найти любой смысл.

Это – основные методы каббалы. Существовали и другие различные, более мелкие методы.

Набор различных вариаций создавал новый смысл, который, якобы, таинственно скрывается в тексте Священного Писания.

Это каббалистическое учение, несмотря на то, что оно существовало в рамках ортодоксального иудаизма, очень повредило в деле изучения Священного Писания, потому что вместо истинного изучения и извлечения смысла, которое мы называем Откровением Божиим, заключённым в тексте, то есть то, что Бог хотел передать людям, каббалисты получали измышления, которые под разными предлогами потом навязывались людям,- как извлечённые из Священного Писания. Поэтому Священное Писание от этого становилось настолько непонятным и неизвестно для чего существующим, что люди не могли пробиться к Откровению Божию. Оно покрывалось завесой каббалистической болтовни.

А поскольку учение тайное, люди не знали происхождения этих измышлений и считали это за какую-то мудрость. И сами каббалисты слыли мудрецами. Поэтому каббалистическое учение постепенно стало после Средневековья изживаться из обихода иудаизма.

Сейчас хотя это учение существует, но все выводы и различные толкования Писания каббалистическим способом к руководству уже не применяются.

Сама по себе каббала ничего особенного не представляет. В каждой религии есть нестандартные способы размышления. Но впоследствии, в Средние века, ее методы, манипулирование буквами, числами и попытки с помощью этого находить таинственный смысл в Священном Писании и других книгах, взяли на вооружение так называемые герметические (оккультные) науки. Каббала стала в этих науках своего рода – азбукой.

В свою очередь услугами каббалы воспользовались масонские общества. Каббала к концу Средневековья потеряла свой изначальный замысел. Некоторые раввины продолжали ей заниматься в традиционном смысле, а так она стала символическим языком тайных обществ.

Поэтому иногда в литературе можно увидеть каббалистические символы, которые к каббале не имеют никакого отношения и наполнены содержанием тех тайных учений, которые ей воспользовались.

Источник: Миссионерское обозрение. №10. 2006

Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.

О admin

x

Check Also

Чудеса истинные и ложные

Чудеса истинные и ложные. О развитии духовного зрения протоиерей Лев Липеровский По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла О чудесах Христовых Проповедь Иисуса Христа о Царствии Божием сопровождалась ...

Чтобы любить Бога, нужно быть беззащитным

Чтобы любить Бога, нужно быть беззащитным И один из них, законник, искушая Его, спросил, говоря: Учитель! Какая наибольшая заповедь в законе? Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем ...

Что такое чудо?

Что такое чудо? Архиепископ Иоанн Сан-Францисский В сороковых годах скончалась в городе Вараждине, в Югославии, старшая сестра писателя Алексея Николаевича Толстого – Елизавета Николаевна. Я хорошо знал ее. Незадолго до ...

Что такое Царство Небесное?

Что такое Царство Небесное? иерей Антоний Лакирев Царство Небес – это не потом, а сейчас^ Я не буду рассказывать, что: я хотел бы поговорить …. Это была не моя идея. ...

Что такое софиология

Что такое софиология Самый известный трактат отца Павла Флоренского — Столп и утверждение истины. А самая известная его идея — учение о Софии. Поговорим о том, где корни этой концепции ...

Что такое Соборование?

Что такое Соборование? священник Александр Богдан Соборуемся по правилам Во время Великого поста во многих храмах по традиции совершается соборование или по-другому оно еще называется Таинством Елеосвящения. О самом Таинстве, ...

Что такое Священное Писание?

Что такое Священное Писание? протоиерей Алексий Князев [1] Священное Писание принадлежит к тем книгам, которые всегда читало и будет читать человечество. К тому же среди этих книг оно занимает совершенно ...

Что такое раздражительность?

Что такое раздражительность? протоиерей Игорь Прекуп Иногда на исповеди человек кается в том, что понервничал. Трудно сказать, чего тут больше: непонимания, что такое таинство Покаяния, или подсознательного желания если не ...

Что такое православная психология и психотерапия

Что такое православная психология и психотерапия Многими реальными примерами из жизни людей, живших в разные времена, подтверждается евангельская фраза: Не хлебом единым… Первый раз мы встречаем ее в Ветхом завете ...

Что такое православная духовность?

Что такое православная духовность? На вопросы отвечают священнослужители и миряне Протоиерей Андрей Лобашинский, благочинный Малоярославецкого округа – Отец Андрей, как человеку в нашем суетном мире приобрести мир и духовную тишину ...

Что такое православие?

Что такое православие? По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II XX век – это век технического развития и технических достижений. Человек преодолел свое бессилие перед природой и ...

Что такое послушание?

Что такое послушание? …Лучше быть виновным перед начальником, чем пред Богом… Оглавление Что такое послушание? Сегодня нет, наверное, в православной церкви такого слова, которое употреблялось бы чаще, чем послушание. Монахиня ...

Что такое любовь?

Что такое любовь? Батюшка, благословите! Прошу Вас, ответьте на очень мучающий меня вопрос: как соотносятся в Православии любовь к Богу и любовь осознанная, всепрощающая, долготерпящая к конкретному живому человеку? Возлюбить ...

Что такое воля Божия?

Что такое воля Божия? священник Михаил Шполянский Нужно сказать однозначно: воля Божия — это единственный окончательный критерий добра и зла в этом мире. Заповеди Божии не являются абсолютом, заповеди Божии ...

Что такое Библия?

Что такое Библия? Когда мы берем в руки книгу, то первым делом смотрим на обложку – интересуемся названием и авторством. Возьмем толстый том Синодального издания. Что видим? Библия. Книги Священного ...

Что значит причаститься недостойно?

Что значит причаститься недостойно? Одним из основных тезисов сторонников редкого Причащения является утверждение о том, что ежевоскресное Причащение будет недостойно, так как не будет предваряться длительными постом. Таким образом, говение ...

Что значит любить Бога?

Что значит любить Бога? иеромонах Георгий Соколов В Новом Завете Богом для людей дана всего лишь одна единственная заповедь: Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил ...

Чтецу Богослужебной книги Апостол

Чтецу Богослужебной книги Апостол Данная брошюра предназначена для тех христиан, которые хотят самостоятельно разобраться с порядком чтения книги Апостол за богослужением в церкви, а также для всех желающих расширить свой ...

Читаем Ветхий Завет

Читаем Ветхий Завет Константин Корепанов, преподаватель миссионерского института, г. Екатеринбург ^ Ветхий Завет – бесценный опыт Богообщения Очень часто приходится слышать, что христианину для полноценной христианской жизни необходима только Священная ...

Чистый Четверг

Чистый Четверг Чи́стый Четве́рг – народное название Великого Четверга Страстной седмицы. В этот день Церковь вспоминает важнейшее евангельское событие: Тайную вечерю, на которой Христос установил новозаветное таинство Святого Причащения (Евхаристии). ...

Число зверя

Число зверя Число́ зве́ря – таинственное число Шестьсот шестьдесят шесть, упоминаемое в Откровении Иоанна Богослова ( Откр.13:18 ). [Зверь] …сделает то, что всем, малым и великим, богатым и нищим, свободным ...

Четыре составляющих духовной жизни

Четыре составляющих духовной жизни Святой Феофан Затворник писал своей духовной дочери: Вы совершенно верно определили для себя основную цель жизни – соответствовать высокому достоинству человека. Для этого вовсе не обязательно ...

Четверо святых центральной Англии: Хардульф, Плегмунд, Вульфхад и Руфин

Четверо святых центральной Англии: Хардульф, Плегмунд, Вульфхад и Руфин ^Преподобный Хардульф, отшельник в Бридоне в Лестершире О жизни одних ранних английских, так называемых англо-саксонских, святых сохранилось много сведений, о других ...

Чем православие отличается от буддизма? читать, скачать – священник Георгий Максимов

Чем православие отличается от буддизма? Содержание Буддизм – одна из мировых религий, насчитывающая сотни миллионов последователей. Историческим ареалом ее распространения были по преимуществу страны Азии. Однако, начиная с конца XIX ...